Московское подразделение, Центральный офис
Кликните для просмотра информации о подразделении
Область поиска:Каталог продукции Сайт
ООО РДМ-контактООО РДМ Контакт
Неразрушающий контроль для железных дорог
тел. +7(968) 774-02-05
RU | EN
Главная          О компании          Продукция          Услуги          Информация          Обучение          Контакты
О Компании
О нас

Наши партнеры

Наши научные статьи


Техническое диагностирование и экспертиза промышленной безопасности железнодорожных путей необщего пользования

Белых В. В., руководитель Уральского подразделения ООО «РДМ-контакт»,
специалист II уровня квалификации по УК 
 
Игнатова Е.Л., сотрудник ООО «РДМ-контакт», 
специалист II уровня квалификации по УК и ВИК

Железнодорожные пути необщего пользования
Большинство предприятий России имеет собственные подъездные пути – железно-дорожные пути необщего пользования. Их общая протяженность составляет более 60 тысяч километров, что примерно составляет 70% от общей длины путей общего поль-зования. Пути необщего пользования эксплуатируются в том числе для перевозки опас-ных веществ, что предъявляет определенные требования к их содержанию, поскольку свя-зано с повышенной опасностью при транспортировании и проведении погрузочно-разгрузочных работ, особенно, если данные предприятия расположены в населенных пунктах. Руководство предприятий, имеющих собственные подъездные пути, обязано особое внимание уделять техническому состоянию сооружений железнодорожного хозяй-ства, в том числе в местах погрузки-выгрузки опасных веществ, проводить обучение об-служивающего персонала безопасным приемам работы и проверять знание действующих правил и норм безопасности своих работников. В этой связи важным и актуальным пред-ставляется знание основных нормативных документов, в которых изложены положения по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности железнодо-рожных путей необщего пользования.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безо-пасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года организация, экс-плуатирующая опасный производственный объект, обязана «проводить диагностику, ис-пытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в уста-новленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа». 
Классификация опасных производственных объектов приведена в Приложении 1 ФЗ №116-ФЗ «Опасные производственные объекты». 
Периодичность, сроки, объекты и средства технической диагностики изложены в пунктах 3.13 и 3.14 главы 3 «Правил технической эксплуатации промышленного железно-дорожного транспорта» (утвержденных Министерством транспорта РФ 29 марта 2001 го-да за № АН-22 и согласованных с Госгортехнадзором России 21 марта 2001 года за № 03-35/96). В правилах указано, что для контроля и оценки технического состояния путей и сооружений на промышленном железнодорожном транспорте должны применяться де-фектоскопные средства, включая ультразвуковые дефектоскопы, путеизмерительные те-лежки и другое необходимое оборудование. Рельсы на главных и приемо-отправочных путях и путях перевозки горячих грузов следует проверять дефектоскопными средствами периодически, в соответствии с графиком, утвержденным руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации, но не реже двух раз в год, а на остальных пу-тях - не менее одного раза в год.
Ультразвуковую дефектоскопию рельсов железнодорожных путей необщего пользо-вания имеют право проводить только лаборатории неразрушающего контроля (НК), атте-стованные в системе Ростехнадзора России в соответствии с ПБ 03-372-00 «Правила атте-стации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля». Требования к подготовке и сертификации персонала лаборатории НК изложены в ПБ-03-440-02 «Пра-вила аттестации персонала в области неразрушающего контроля». По результатам ультра-звуковой дефектоскопии составляется заключение, к которому прилагаются распечатан-ные участи дефектных мест рельсового пути и полная дефектограмма рельсового пути в электронном виде. 

Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в том числе подъездных путей, по которым осущест-вляется перевозка опасных веществ, а так же пунктов погрузки-выгрузки, регламентиру-ется статьей 13 Федерального закона №116-ФЗ.
Экспертиза промышленной безопасности осуществляется в соответствии с РД 15-489-02 «Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железно-дорожным транспортом» (утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 21.06.02 № 34).
 Экспертиза промышленной безопасности на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом про-водится в организациях:
  • осуществляющих транспортирование опасных веществ, включая погрузку (выгрузку) опасных веществ в (из) вагонов и контейнеров; 
  • имеющих собственные (арендованные) железнодорожные подъездные пути, предназна-ченные для транспортирования опасных веществ на опасном производственном объекте; 
  • имеющих собственный (арендованный) подвижной состав и контейнеры, предназначен-ные для транспортирования опасных веществ.
     
Экспертиза промышленной безопасности на опасных производственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом, про-водится в следующих случаях:
  • по инициативе самих организаций; 
  • после произошедшей аварии на объектах экспертизы; 
  • по указанию органов Ростехнадзора.
Экспертизу промышленной безопасности имеют право проводить организации, имеющие лицензию Ростехнадзора РФ. Процедура осуществляется в несколько этапов.
1. Предварительный этап. На этом этапе проводятся предварительные переговоры с Заказчиком, где обсуждается порядок проведения экспертизы, содержание и ход экспер-тизы, подготовка к содержанию экспертизы на месте, составление календарного плана.
2. Определяются условия проведения экспертизы. Оформляется договор на проведение экспертизы объекта, определяются сроки проведения экспертизы, а так же составляется полный перечень материалов и документов, необходимых для проведения экспертизы объектов. 
3. Процесс экспертизы. Экспертная организация рассматривает предоставленные за-казчиком материалы и устанавливает полноту, достоверность и правильность представ-ленной информации, соответствие ее стандартам, нормам и правилам безопасности. Ма-териалы и документация, необходимые для проведения экспертизы – это данные о заказ-чике и объекте экспертизы. Кроме этого, при проведении экспертизы железнодорожные подъездных путей необходимы следующие материалы:
  • проектная документация на строительство подъездного пути; 
  • акт приемки подъездного железнодорожного пути в эксплуатацию; 
  • исполненный план и профиль подъездного пути; 
  • технический паспорт подъездного пути; 
  • схема подъездного пути и схемы станций, расположенных на подъездном пути; 
  • ведомость промера габаритов приближения строений; 
  • эксплуатационная документация по текущему содержанию подъездного железнодорож-ного пути; 
  • паспорт оснащенности предприятия машинами и механизмами для текущего содержания пути; 
  • иная документация, оговоренная в заявке или других документах, определяющих усло-вия проведения экспертизы. 


А при проведении экспертизы пунктов погрузки или выгрузки опасных веществ:
  • проектную документацию на строительство пунктов погрузки (выгрузки) опасных ве-ществ; 
  • технологические регламенты процесса погрузки (выгрузки); 
  • ведомость промера габаритов приближения строений на пунктах погрузки (выгрузки); 
  • план и профиль подъездного пути на фронтах погрузки (выгрузки) опасных веществ; 
  • схему размещения и крепления опасных грузов в подвижном составе; 
  • перечень устройств и механизмов, применяемых на пунктах погрузки (выгрузки).
 Экспертная организация проводит комплексную проверку состояния безопасности на объекте с выездом на место (к Заказчику). В ходе осуществления экспертизы на месте экспертная организация выполняет проверку:
  • организации и осуществления производственного контроля за безопасностью транспор-тирования опасных веществ на опасном производственном объекте; 
  • организации обучения, аттестации и проведения проверки знаний персонала, непосред-ственно участвующего в процессе транспортирования; 
  • компетенции руководящих работников, специалистов предприятия; 
  • наличия соответствующих нормативно-технических, методических документов, правил, рабочих инструкций, а также наличие и выполнение мероприятий по обеспечению безо-пасности транспортирования опасных веществ на опасном производственном объекте и их исполнение; 
  • соответствия технического состояния подвижного состава, путевого хозяйства, станци-онных обустройств, а также организации движения и маневровой работы на опасном производственном объекте требованиям нормативных документов; 
  • выполнения постановлений, приказов и указаний вышестоящих и директивных органов, Ростехнадзора и их территориальных органов, а также выданных ранее предписаний. 
4. Подготовка заключения экспертизы и порядок утверждения заключения эксперти-зы осуществляется в соответствии с порядком, определенным в ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности». По результатам проведенных экс-пертных работ по промышленной безопасности составляется экспертное заключение, ко-торое должно содержать: наименование заключения экспертизы; вводную часть, вклю-чающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышлен-ной безопасности; перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы; данные о заказчике; цель экспертизы; сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах; краткую характеристику и назначение объекта экспер-тизы; результаты проведенной экспертизы; заключительную часть с обоснованными вы-водами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирую-щих мероприятий; приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведе-нии их силами экспертной организации).

Перечень основной нормативной документации, регламентирующей проведение экспер-тизы промышленной безопасности и технической диагностики


1. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Феде-рации».
2. Федеральный закон от 10 января 2003 года N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных про-изводственных объектов».
4. Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (утверждены распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 29 марта 2001 г. № АН-22-Р).
5. Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. (утвержде-ны приказом МПС России от 18.06.2003 г. № 26).
6. ПБ 03-372-00 «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего кон-троля».
7. ПБ-03-440-02 «Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля».
8. ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».
9. ПБ 03-517-02 «Правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятель-ность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», постановление Госгортехнадзора России от 18.10.02 N 61-А.
10. РД 15-489-02 «Положение о проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных про-изводственных объектах, связанных с транспортированием опасных веществ железнодорожным транспортом» (утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 21.06.02 № 34).
11. РД 03-298–99 «Положение о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопас-ности».
12. РД 15-630—04 «Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов при транс-портировании опасных веществ».
13. РД 15-632—04 «Методические рекомендации по организации и осуществлению государственного надзора за соблюдением требований безопасности при транспортировании опасных веществ».
14. СДА-11-2008 «Требования к экспертным организациям».
15. СДА-12-2008 «Правила аттестации (сертификации) экспертов».
16. СДА-23-2008 «Требования к экспертам по промышленной безопасности».

 Скачать статью в pdf, 701кБ






РСП-эксперт №1/2010


Вы можете задать нам свой вопрос Тел./Факс: +7(968) 774-02-05
E-mail: rdm at rdm-kontakt.ru, rdm-kontakt at other.org.mps
© 2006-2014 ООО "РДМ-Контакт"
каскетка . подъемник для инвалидов по лестнице по невысоким ценам . сетка тканая нержавеющая у нас на сайте